Всего за несколько недель финансового кризиса и падения цен на нефть фискальная политика в отношении российского бизнеса резко изменилась. В середине сентября правительство отложило вопрос о снижении НДС на 2009 год, а в начале октября одобрило замену единого социального налога системой страховых взносов. Из-за этой меры работодателям уже к 2010 году придется отдавать государству дополнительный триллион рублей.
Победа Кудрина
Дискуссия о широкомасштабном снижении налогов в России началась в феврале 2008 года, когда Владимир Путин настоял на снижении НДС. Неожиданно для многих против идеи президента, а потом и премьер-министра выступил министр финансов Алексей Кудрин.
Позиция Кудрина сводилась к следующему: снижение НДС приведет, во-первых, к большей зависимости бюджета России от нефтяных доходов, а, во-вторых, - к увеличению темпов роста цен в стране, так как у бизнесменов окажется больше средств для инвестиций. Кудрин не отступил даже тогда, когда в борьбу за снижение НДС включились как профильные бизнес-организации (например, Российский союз промышленников и предпринимателей), так и чиновники профильных ведомств, в первую очередь, Минэкономразвития. Оппоненты Кудрина отмечали, что снижение налога необходимо для увеличения его собираемости и для поддержки роста ВВП страны.
Цена вопроса, по мнению Минфина, - два процента от ВВП. Если учесть, что в текущих ценах внутренний валовый продукт в 2007 году составил почти 33 триллиона рублей, то снижение НДС обошлось бы правительству в 660 миллиардов рублей. Для сравнения, общие доходы бюджета в 2008 году планируются на уровне 6,64 триллиона рублей.
Нельзя сказать, что глава Минфина победил своих конкурентов, но убедить их отложить снижение НДС сумел. 18 сентября, в разгар кризиса ликвидности на российском межбанковском рынке, на заседании у президента Дмитрия Медведева решено было отложить дискуссию о НДС на 2009 год.
Насколько связаны кризис ликвидности и нежелание российских властей снижать НДС, сказать сложно. Однако любопытно, что почти одновременно с отказом от снижения налога правительство объявило о триллионных вливаниях в российскую банковскую систему и миллиардных – в отечественный фондовый рынок. Все эти средства будут взяты из бюджета, поэтому дополнительные расходы, связанные со снижением НДС, могли привести к незапланированному снижению профицита бюджета.
На фоне решения по НДС уступки бизнесу, одобренные на том же совещании у президента, выглядят совсем незначительными. Например, правительство решило ввести вычеты НДС с авансовых платежей, упростить систему реструктуризации налоговых претензий за прошлые годы и ввести премию за приобретение нового оборудования.
Непопулярная мера
Если отмена снижения НДС еще могла хоть как-то найти понимание у бизнеса, то повышение социальных налогов можно назвать одной из самых непопулярных мер правительства Владимира Путина.
Суть новой реформы заключается в том, чтобы заменить единый социальный налог (ЕСН) системой страховых взносов и повысить таким образом отчисления в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. С помощью этой меры правительство надеется справиться с дефицитом бюджетов фондов, расходы которых в будущем будут только увеличиваться – во-первых, население России продолжает стареть, а, во-вторых, правительство пообещало в течение нескольких лет значительно повысить пенсии.
В итоге работодатели будут отправлять в Пенсионный фонд 26 процентов от зарплаты сотрудников вместо прежних 20 процентов. При этом есть одно важное ограничение: налог не взимается с годового заработка, превышающего 415 тысяч рублей. Как только сотрудник заработал эти деньги, в Пенсионный фонд деньги больше не отправляются.
В Фонд обязательного медицинского страхования будет отчисляться не 3,1 процента, как раньше, а 5,1 процента от зарплаты. Еще 2,9 процента пойдут в Фонд социального страхования. Получается, что всего работодателям придется заплатить в бюджет 34 процента от доходов служащих.
Новая система социальных налогов вступит в силу в 2010 году. По расчетам газеты "Ведомости", при сохранении ЕСН работодатели должны были бы заплатить государству 3,4 триллиона рублей налогов. По новым ставкам получится на триллион рублей больше.
Для многих российских компаний такой солидный налоговый довесок может оказаться непосильным, ведь в 2008 году у некоторых из них уже возник кризис с ликвидностью. Сейчас банки фактически отказались кредитовать некрупные предприятия или кредитуют их по очень высоким ставкам. Компаниям же приток средств необходим – за последние годы они набрали в долг миллионы и миллиарды рублей, которые в 2008 и 2009 году надо будет вернуть.
По словам премьер-министра Владимира Путина, правительство не оставит такие компании в беде, а поможет им справиться с увеличением социальных налогов. Предполагается, что будут задействованы средства Фонда национального благосостояния, который был выделен из Стабфонда в феврале 2008 года. Как будет работать этот механизм, пока не очень понятно – его должны разработать Минфин и Минэкономразвития.
Если правительство решится на подобную помощь компаниям, то схема наполнения Пенсионного фонда будет выглядеть достаточно странной, ведь фактически его дефицит будет покрываться за счет денег государства, то есть из Фонда национального благосостояния. Этот фонд далеко не безграничен – по прогнозам Минфина, его объем составит к 2010 году около 500 миллиардов рублей. Таких средств не хватит даже на годовую компенсацию всем компаниям, которые будут платить социальные налоги по новым ставкам.